Глава IV. Приход Алмамбета
Кёкчё, увидев приближение китайца, крикнул своим охотникам:
- Стреляйте! Это капыры, которые едят свинину! - и стал осыпать Алмамбета бранными словами.
Алмамбет очень разгневался, резко осадил свою лошадь и двинулся на Кёкчё. Но перед началом боя оба вступили в разговор и стали спрашивать друг друга, что такое капыр и что такое мусульманин?
Познакомившись, они слезли с коней, Кёкчё объяснил Алмамбету разницу между капыром и мусульманином, рассказал про праотца Адама и проматерь Еву, от которых рассеян по миру весь род людской. Про Аллаха, ангелов и пророков вел он долгий рассказ. Алмамбет прослушал о рае и аде, понял разницу между капыром и мусульманином и принял исламскую веру.
Потом он сказал Кёкчё:
- Я поеду домой и постараюсь привести в мусульманскую веру мать, отца и весь свой народ.
Если же они не послушают меня, то я переселюсь к вам. Жди меня от сорока до девяти-десяти дней, встречай меня в Кокдобе, ищи меня у Ийрисуу. И Алмамбет уехал. Кёкчё сказал ему на прощанье:
- Китайский народ добровольно не перейдет в веру ислама. Если ты не будешь осторожен, то тебя или убьют, или сгноят в темнице. Поэтому поберегись!
В то время, как встревоженный хан, отец Алмамбета, с двухтысячным войском собирался отправиться на поиски сына, внезапно Алмамбет прибыл сам. Он не осмелился сказать отцу о своем переходе в другую веру, но когда он находился один у матери, сказал ей:
- Я стал мусульманином, прими и ты эту веру!
Мать подскочила, словно ее укололи иглой:
- Не будь ты моим сыном, засохни! Пусть эти слова твои никто, кроме меня, не услышит, иначе пусть тебя проглотить черная земля. Пусть больше не узнает о них ни одна душа. Если это услышит твой жестокий отец, то он сорвет тебе голову и развеет твой прах по ветру. Пойдем, я поведу тебя на молитву, в бутхану, - и она повела его в храм. Но когда Алмамбет вступил в него, бутхана с грохотом развалилась.
К вечеру Алмамбет, которому разрушение бутханы придало мужество, подошел к отцу, сидевшему в окружении множества приближенных, и сказал:
- Переходи в веру ислама!
Отец в негодовании выхватил кинжал и хотел отрубить голову сыну, но тот крепко сжал локоть отца и отнял у него кинжал. Сидящие вокруг решили:
- Алмамбет, верно, пьян, недаром ведет он такие разговоры, - и не тронули его.
Отец тоже хотел повести Алмамбета в бутхану, но узнал, что она разрушена. Когда узнали, как это произошло, китайцы по приказу хана Соорондика бросились на Алмамбета. Алмамбет оттолкнул балбанов, убил двоих из них и, вскочив на коня Кылджейрена, исчез в ночной темноте. Во мраке и смятении китайцы начали уничтожать друг друга, думая, что это Алмамбет.
Повсюду распространилось известие об этом событии, и весь город был охвачен страхом. А в это время Алмамбет заставил взлететь своего коня Кылджейрена, и взвивая пыль по улице, сшибал всех встречных.
Силачей, которые величиною равнялись дому, он сбивал, подобно горному обвалу. Так Алмамбет внушил ужас и принес уничтожение китайцам. Он разгромил четырнадцатитысячное войско великана Джолоя.